суббота, 21 апреля 2012 г.

Консультативная практика в школе


Глубинно-психологическая консультация не является исключением из общего правила о том, что психологическая помощь должна выстраиваться на экзистенциальном базисе.
Для того, чтобы понять основные задачи консультанта, следует понять суть консультативной деятельности.  В нашем случае необходимо также делать поправку на аналитический контекст работы.
Психологическую консультацию мы можем определить следующим образом – это процесс аналитического взаимодействия между консультантом и стороной, обращающейся за помощью (ребенок, взрослый, семья, часть семьи, администрация), который включает применение глубинно-психологической теории и выстроенных на ее основе коммуникативных приемов для решения внутренних конфликтов, противоречий и затруднений клиента.
Центральным моментом аналитического консультирования явля­ется оказание психологической помощи без какого-либо давления в ходе принятия тех или иных решений. Аналитическая консультация может сопровождаться и включать информирование клиента по тем или иным вопросам. В случае системного контекста психологического затруднения, терапевтические интервенции могут предполагать также рекомендации относительно оптимизации системной динамики отношений (в семье, в коллективе). 
Следует помнить, что решение внутренних затруднения задача самого человека, и только его интуиция знает какое решение будет оптимальным. Консультант в большинстве случаев должен выступать скорее как фасилитатор процесса самоисцеления или восстановления утраченного внутреннего баланса, нежели как некая панацея, символическое «лекарство» или источник ответов на все вопросы.
Аналитическая консультация предпо­лагает последовательное формирование специальных отношений между психологом и клиентом. Условием уста­новления таких отношений является соглашение между двумя сторонами, в котором четко определены роли и границы аналитического процесса. Этому способствует, в частности, уточнение ожиданий и конкретизация запроса. Клиент также должен иметь приблизитель­ное представление о том, какую помощь он может получить в процес­се консультирования и что выходит за рамки данного процесса.
Важный момент составляют формальные условия консультирования, а именно условия аналитического сеттинга. Стандарт указывает на необходимость точной локализации консультативного пространства, связанного с формированием символических границ и «защищенного места». Но если мы говорим о школьной практике, эти условия вероятнее всего будут трансформироваться. С одной стороны есть кабинет психолога, который может соответствовать формальным требованиям организации сеттинга. Но можно допустить и то, что пространство аналитической работы способно расшириться до пределов всей школы, включая в себя класс, учительскую, столовую. В школе любое из этих мест может служить пространством беседы, в том числе и случайной, и скоротечной. Иными словами, стоит говорить о нелокальной организации аналитического пространства, или расширенной его трактовке. Вслед за трансформациями терапевтического пространства, меняется и временной характер протекания процесса – стандартные, регулярные и оговоренные встречи могут сопровождаться спонтанными и случайными беседами.
С учетом такой нелинейно динамики в формальной организации пространства и времени аналитического процесса в рамках школы, психолог должен быть способен всегда высказать спонтанную терапевтическую интервенцию или оказать психологическую помощь, а учитель/ребенок соответственно все время пребывает в потенциальном состоянии анализируемого. Утверждение о том, что беседа в неформальной обстановке даже с применением специальных средств не является консультацией, в данном случае не подходит, поскольку все пространство школы представляет такие формальные условия, в рамках которых поле деятельности психолога значительно расширяется. 
Вместе с тем, следует помнить, чем же не является аналитическая консультация:
-         это не дружба между консультантом и клиентом;
--         это не взаимоотношения по типу «родитель-ребенок»;
-         это не лечение клиента, как это делает врач.
Аналитическая консультация предполагает:
-  что мы стремимся наиболее глубоко понять индивидуальность другого человека;
-    мы стремимся понять и «распутать» его системные связи и переплетения;
-   мы создаем безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболее полно и понять себя;
-         мы помогаем понять, как, находясь в своей актуальной ситуации, клиент может помочь себе и каким жизненным ресурсом он обладает;
-   мы пытаемся совместно с клиентом понять, какие системные или персональные препятствия мешают ему жить в согласии с собой, и исследуем, что значит – быть в согласии с собой.
В школьной психологической практике в качестве клиентов могут выступать:
-         учитель;
-         ребенок;
-         диада учитель – ребенок;
-         диада мать – ребенок (реже отец – ребенок);
-         диада ребенок – ребенок;
-         семья;
-         администрация школы, или ее отдельные представители;
-         учительский коллектив (как организационная система);
-         школьный класс (система ребенок – класс, или класс в целом);
-         система учитель – класс.
Закономерно, что между этими отдельно взятыми субъектами аналитического процесса может не быть четко выраженных границ и будут прослеживаться множественные связи и закономерности отношений. Поэтому данную классификацию следует рассматривать скорее в контексте очерчивании границ аналитической деятельности школьного психолога.
В качестве исходных методологических гипотез психолога-консультанта можно обозначить две центральные:
1)      у любого отдельно взятого индивидуума или системы есть внутренний ресурс, который позволяет восстанавливаться и выходить из тупика, но к которому по ряду причин не всегда есть доступ;
2)      человеку присуща потребность в отношениях, следовательно большинство психологических затруднения организуется вокруг и в связи с коммуникативными практиками и со способами передачи и получения значимой информации.
С учетом этого, становятся понятны ближайшие цели психолога – устранение препятствий к  ресурсам за счет правильно организованной коммуникативной практики.
Контекст этого процесса опирается на следующие принципы:
1. Человеческие отношения представляют ценность сами по себе. Они выражаются в потребности устанавливать значимые, доверительные отношения.
2. У каждого человека существует потребность в самореализации и осуществлении своего жизненного плана.
3. Существуют различные измерения человеческого опыта и различные экзистенциальные контексты, связанные со смыслом жизни и с вопросом – для чего?;
4.   Каждый человек включен в контекст системных связей и закономерностей. Личность стоит рассматривать в связи с включенностью его в различные системы.
И последнее, что стоит здесь упомянуть, это  то, что сам психолог-консультант является инструментом аналитического процесса; психолог влияет не техникой, а своей личностью. Этот момент определяет необходимость собственного всестороннего развития психолога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий