воскресенье, 18 декабря 2011 г.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИМВОЛОВ С СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ СЕМЬИ



Человек, с момента рождения погружен в культурный универсум. Культурная среда представляет собой ту реальность, которая дифференцирует личность от окружающего природного мира, формируя свой уникальный мир символов. Фактически это значит, что для человека, в рамках существующих в современных обществах моделей концептуализации себя и мира, «есть лишь одна действительность, и действительность эта символическая» (Свасьян, 2010, с. 75).
Существует две дисциплины, в которых предпринимаются попытки определения природы символа – это психоанализ (глубинная психология) и философия. Как правило, в философских исследованиях символ рассматривается оторвано от его психологического субстрата, в то время, как сложно себе представить символическое вне психического. Философия ориентирована анализировать символическое как культурную абстракцию, упуская из вида его реальную, постигаемую феноменологию и поведенческие проявления, продиктованные функционированием символических констелляций в психике человека. Ярким примером такой функциональной динамики символического является ритуализированное поведение. Речь идет как о естественных ритуалах в традиционных культурах, так и о патологических ритулизациях, выступающих диагностически значимым компонентом (маркером) невротического, психопатического или психотического поведения (Самохвалов, 1992). Любой ритуал, благодаря лежащему в его основе мифу, является одной из форм существования символа.
Ритуал и миф, непосредственно связанные с динамикой символов, и являясь их проекцией в традиционный социум, выступают прямыми источниками культуры (культритуал культура). Таким образом, культура является результатом символизации и осмысления через символический контекст окружающего мира. Источником символизации является психическая реальность, уходящая своими корнями в архаическое прошлое человечества. В этом смысле, символ представляет универсальную категорию с широким объяснительным диапазоном. Соответственно, чем глубже уходят в прошлое корни символического конструкта, тем выше его интенсивность, емкость и универсальность.
К.Г. Юнг рассматривал символ как структурообразующий принцип психики. Его трансформирующая функция проявляется в переносе и преобразовании естественной энергии либидо в культурную и духовную форму (см. Стайн, 2010, с. 91 – 92).
Поскольку символы существуют в среде коллективного бессознательного и проявляются с какой-то скрытой для нашего понимания логикой, можно предполагать наличие определенной иерархии символов. Такая иерархия должна организовываться в непосредственной связи с иерархией архетипов. К.Г. Юнг описывает структуру архетипов личности (Тень, Персона, Анима/Анимус, Самость), в которой можно с известной долей условности прочесть иерархичность (Юнг, 1997). Последовательность проявлений символов зависит от следующих факторов:
-         удаленность символа от сознания,
-    степень эмоционального заряда, которым управляет символ,
-         степень психической значимости (Травис, 2007).
Если все эти три позиции совпадают, то в иерархии символ занимает более высокий ранг, но располагается глубже в бессознательном. С этой точки зрения, символ можно рассматривать как инструмент психологической ориентации в структуре Души.
Вместе  тем следует различать иерархию символов в их динамике и экспликации, и врожденную иерархию символических конструктов в структуре Души.
Подобная иерархия может выглядеть следующим образом:
Символический субстрат
Содержание символа
Варианты экстернализации символа
Пустота
Дух
Протоформы
Плотность
Материя
Присутствие
Базовые пространственные формы и локализации
Геометрия форм
Взгляд
Глаза
Иконография
Лик
Лицо, образ
Человек
Тело, Андрогин
Симптом
Синхрония
Другой
Мужчина, женщина
Семья
Соединение/слияние, Ребенок
Группа
Сплоченность, границы, антагонизм
Стихийное массовое поведение
Общество
Политика
Культура
Искусство
Творчество, созерцание
Мир
Проявленное Единство, Порядок
Бытийные переживания
Космос
Дух + Материя
Мистические переживания
Пустота
Скрытое Единство
Источниками для данной версии структурной иерархии символических констеллятов психики выступают традиционные философские и религиозно-мистические учения культур Востока (Китай, Индия, Тибет) и Запада (Египет, Античная Греция, Ближний Восток, Средневековая Европа). В связи с нашей темой остановимся на элементе, занимающем центральную позицию в данной структуре – Семья.
В настоящее время, терапии семьи отводится вероятно ведущее положение среди прочих видов психологической помощи. В литературе высказываются мнения о низкой эффективности индивидуальной терапии и коррекции персональных установок, если не решены проблемы на уровне базовой семейной системы (Боуэн, 2008).
Стратегически подходить к решению семейных дисфункций можно с двух позиций: а) с внешней, через анализ поведенческих паттернов, обусловленных скрытой динамикой системных семейных симптомов, и б) с внутренней, через выявление, анализ и трансформацию сил и энергий, запускающих процессы в семейной системе.
Поскольку упомянутые силы и энергии корнями уходит в бессознательное, нет иной формы их экспликации, кроме символической. Тем более это касается такой неоднозначной темы, как трансгенерационные передачи, которые осуществляются в виде трансляции замкнутых в символический конструкт содержаний, которые наследуются непосредственно, как безусловная тенденция к определенным поведенческим реакциям, и осуществление которых в ряде случаев воспринимается как Судьба или безысходность. Анализировать напрямую содержания семейной истории можно в том случае, если причина нарушений (нелегитимные акты, нарушающие передачу, структуру и функциональность семейной системы) известны как биографический факт. Но, чаще всего, многие детали семейной истории анализанту неизвестны, и не могут быть выражены в нарративном акте. В этом случае ощущения дискомфорта и «белые пятна» семейной истории могут быть выражены символически как предчувствие или интуиция. Следовательно, анализировать содержания, заключенные в символе, можно только  через воссоздание символического контекста.
Областью фиксации содержаний семейной истории выступает память. Индивидуальную, семейную и коллективную память в их связи между собой можно сравнить с вложенными друг в друга сферами, где внутренний контур представляет объем индивидуальной памяти, средний – семейной, а внешний – коллективной памяти, с границами, простирающимися бесконечно (см. рис.).
Информация, представленная в этих сферах носит характер символических констелляций. Рефлексивное погружение субъекта в сферу коллективной память способно дать ему большой объем универсальной архетипической информации, представленной в виде символических образов, метафор и мифологем.
В любой семейной системе можно выделить ряд закономерностей, в различной степени проявленных:
1.      Степень открытости семейной системы, проницаемость ее границ.
2.      Эмоциональные факторы семейной системы.
3.      Семейная триада, как базовый формообразующий принцип семейной стабильности.
4.      Триангулирующие факторы.
5.      Степень дифференцированности внутренней структуры семьи.
6.      Цикличность семейных событий.
7.      Трансгенерации.
8.      Генеалогия и структура (иерархия) семьи, нарушения иерархии (парентализации).
9.      История семьи и мифология семьи (семейный роман).
10.  Белые пятна в семейной истории и производные от них фантомы (призраки) персонажей семейной истории и событий.
11.  Нелегитимные акты семейной истории.
12.  Лояльности, балансы и компромиссы.
13.  Семейные системные симптомы.
Каждый из этих факторов может выступить источником для символизации.
Если мы возьмем непосредственных участников семейной истории, то представленные в символических образах члены семьи и особенности их отношений могут быть соотнесены с некоторыми базовыми архетипическими структурами, выражающими образ материнства, отцовства, образ ребенка, архетипическую конструкцию родства (семьи) и наследования.
Кроме того, архетипическую основу имеют определяющие динамику семейной системы базовые эмоциональные комплексы любви, соперничества, долга и прощения, борьбы за индивидуальность, чувство стыда и чувство вины, независимость и признание. В качестве бессознательных универсальных предпосылок они имеют место в любой семье, реализуясь в последствии как поведенческие программы в онтогенезе индивида и в развитии его базовой и нуклеарной семейной системы.
Символический контекст семейной истории и системных симптомов может быть выражен разными способами – через метафорическое описание, через визуальные образы в ходе активного фантазирования, и через художественное выражение символических образов. Эти три способа укладываются в методологию искусства и системно-аналитической арт-терапии.
Методы системно-аналитической арт-терапии в ходе консультирования семьи могут быть использованы в следующих случаях:
1.      Заблокированность аффектов, когда индивид или члены семьи (семейная пара, нуклеарная семья с ребенком, расширенная семья) не могут эксплицировать, и, следовательно, интегрировать в семейную структуру подавленное и вытесненное содержание аффективных комплексов.
2.      Наличие деструктивных стенических аффектов (ненависть, гнев, агрессия, отвращение).
3.      Невозможность или затруднительность выражения аффекта или отношения прямым способом, в связи с чувством вины, стыда, или тревогой.
4.      Выявление системы отношений, имеющие место в семье. Дифференцировать уровни отношений можно следующим образом: а) взаимоотношения в ядерной семье, б) взаимоотношения в расширенной семье, в) взаимоотношения с родственниками, имеющими значение и вес в семейной системе, но располагающимися на периферии кровных уз и расширенной семьи, г) отношения с персонажами семейной системы, с которыми нет кровного родства (влиятельные фигуры, Учителя, сводные братья и сестры), д) отношение к умершим родственникам, е) отношение к семье в целом, ж) отношение к генеалогии и роду.
5.      Уточнение содержаний латентных симптомокомплексов в семейной системе.
6.      Выявление «белых пятен» и идентификация «фантомов» в семейной истории.
7.      Опредмечивание нелегитимных актов и нарушений межпоколенных передач.
8.  Обобщенное выражение системных связей и отношений между персонажами семейной истории.
9.      Необходимость сплочения семьи, выяснения точек зрения, отношений и эмоций на те или иные семейные процессы и события.
С точки зрения структурирования последовательности терапевтического процесса творческая активность наиболее целесообразна на начальных этапах терапии. И.М. Никольская (2006) отмечает в связи с этим, что творческое переживание способствует притоку эмоций. Именно это актуализирует имеющий место в семье эмоциональный фон, выявляет его и дает материал для дальнейшего анализа.
Вместе с тем, системно-аналитические арт-техники также могут быть полноценно применены на любой стадии терапии, но именно в фазовых точках. Особое значение они приобретают на этапе интеграции опыта и завершения процесса – арт-методы могут выступать средством наглядного выражения (материализации) достигнутого эффекта и ритуальным обобщением суммы достигнутых результатов и опыта.
В семейном консультировании приемы системно-аналитической арт-терапии выполняют следующие функции:
1)      установление психологического контакта с клиентами (семьей) или внутри семейной пары/группы;
2)      диагностика внутрисемейных процессов, структуры и особенностей функционирования семьи, опосредованная экстернализация внутрисемейного опыта;
3)      предоставление материала для интерпретаций и долгосрочного анализа – поскольку результаты художественного творчества представляют собой «застывшие слепки» субъективных переживаний и эмоционально окрашенного восприятия событий;
4)      облегчение клиенту или семье процесса понимания системных феноменов – поскольку символическое или метафорическое выражение семейных конфликтов менее подвержено цензуре;
5)      сублимация аффективного напряжение и канализация подавляемых системных эмоций – допустимый выход эмоциям гнева, тревоги, обиды, страдания, неудовлетворенности;
6)      опредмечивание аффекта и семейного симптома;
7) опосредованное символической или метафорической формой, косвенное взаимодействие с запрещенными в семье мыслями, чувствами и отношениями – особенно в том случае если их прямое выражение не способно быть интегрировано в семье, не может быть непосредственно рассмотрено в виде сложного, но допускаемого семейного опыта, или если такое выражение угрожает целостности семьи, ее развитию, или психическому статусу ее членов;
8)      «материализация» трансгенерационных системных сил и «фантомов»;
9)      опредмечивание, ритуальная «материализация» достигнутых терапевтических эффектов.
Символ выступает особым феноменом, формирующимися в системно-аналитической  арт-терапии. Поскольку арт-терапевтический процесс ориентирован на «внутренние», скрытые явления, часто слабо вербализуемые и смысл которых не всегда ясен, то логичнее всего попытаться обнаружить в них символическое и знаковое содержание. Известно, что символ всегда выражает некий универсальный и материализованный смысл. В психотерапевтическом творчестве универсальное значение символа способно персонифицироваться в контексте судьбы человека.
Указанное значение символического конструкта может быть использовано в арт-терапии, где анализ символов выраженных посредством художественных средств может являться важным звеном терапевтического процесса. В той же мере работа с художественными символами может быть применена в системной психотерапии семьи.
Целесообразность анализа символических репрезентаций семейной системы связана с возможностью проведения аналогий между символом, как системным феноменом и элементарной единицей культуры, и семьей, как системным образованием, выступающим единицей социального устройства.
Символическая репрезентация семейной системы позволяет, во-первых, субъекту выразить свое полисемантичное видение семейной ситуации, во-вторых – символы в которых выражается динамика и структура семейной системы, затрагивают и отражают различные контексты и уровни психической реальности, содержание которых может выходить за рамки субъектной психики индивида, и, преодолевая его контролирующие и сдерживающие инстанции, отражать семейные и коллективные бессознательные содержания. 
Собственно говоря, символ и является основным средством выражения таких содержаний. Именно они сохранятся на том уровне психической реальности, где фиксируются и оставляют следы различные системные ошибки, травмы, нарушения структурного порядка и деформации трансгенерационных передачах. С точки зрения теории семейных систем данный уровень психической реальности является основой системной памяти и семейного со-бессознательного.
Существует некоторая аналогия между системной организацией символа и системной организации семьи. Сам образ семьи может выступать своего рода символом миропорядка, связанности и согласия. С позиции коллективной психики отношения мужского и женского принципов выражаются в символике священного союза (иерогамоса) и сизигии (единства противоположностей).
Символ организован как системный феномен, поэтому существует возможность через символические аналогии (структуру и значение символа) выявлять и анализировать структурные феномены и значения, существующие внутри семейной системы. Символ может выступать маркером внутрисемейных процессов.
Как показано в одной из наших публикаций (Старовойтов А.В., 2009), формирование в сознании символических констелляций и их проекция в виде художественных образов по отношению к рефлексирующему сознанию носит регрессивный характер. Связано это в том числе и с присущей символу антиномичностью. Диалектика противоположностей может быть постигнута лишь при выходе за рамки привычного способа познания мира, того способа, который предписан нам установками на необходимость рационального познания для адаптации в привычном мире. Символ закономерно погружает разум в противоречивую и множественную реальность, требующую актуализации интуитивных механизмов познания. Которые способны быть задействованы посредством регресса, ограничивающего функции рационального мышления.
Из сказанного выше следует, что символ обладает терапевтическим значением. Трансформация символических конструктов, репрезентированных в виде психических образов во сне или в воображении, закономерно трансформирует отношения, поведение и эмоциональную реактивность. Манипуляции с символическими конструктами могут быть использованы для коррекции как индивидуальной психической структуры и ее динамики, так и в отношении терапии системных связей, существующих внутри семьи. 
В рамках семейной психотерапии системно-аналитические арт-методы являются дополнительными, в связи с этим, процесс создания художественного образа технически не должен занимать много времени. Поэтому наиболее целесообразным будет использование изобразительных средств. Если же речь идет о работе с семейной проблематикой в рамках собственно арт-терапии, то набор художественных средств может быть расширен, и самому творческому процессу может быть уделено более пристальное внимание. 
Среди тех художественных тем и приемов, которые могут быть использованы в работе с семьей, мы выделяем следующие:
Тема
Направленность
Художественные средства
Содержание
Сказка, драма, миф семьи
текст, поэтическая метафора
визуализация, сочинение
сочинение мифо-поэтического сюжета по мотивам семейной истории  с возможной его постановкой в виде психодраматического этюда
«Семейный роман»*
Текст
сочинение
создание автобиографического текста в форме дневниковых записей, рассказа, повести или романа (семейный роман, как то, что требует толкования, в отличии от семейной истории, требующей повествования)
Скульптура семьи
тело/симптом
телесная экспрессия
пластическая постановка, репрезентация структурной организации семейной системы с проекцией в нее существующих в семье отношений и скрытых конфликтов
«Мандала семьи»*
художественный образ
песок, изобразительные средства, природные материалы
проекция в виде символа мандалы существующих в семье закономерностей (мандала, как символ миропорядка – мандала семья по аналогии символ внутреннего порядка)
«Символическая генограмма»*
художественный образ
изобразительные средства
символическая репрезентация трансгенерационной структуры родства и существующих в семье отношений
«Тело семья»*
художественный образ, тело/симптом
изобразительные средства, природные материалы, телесная экспрессия
«тело семьи» используется как метафора степени согласованности и упорядоченности системных процессов, а также нарушений в структуре и системных патологий (аналогия с телом/фигурой человека как архетипом упорядоченной живой системы и воплощения в материю идеального начала)
«Семейный симптом»*
художественный образ, тело
изобразительные средства, природные материалы, телесная экспрессия, фактурные материалы и объекты
символическое выражение зон психологического напряжения и дисфункций в семейной системе, диагностика носителей семейного симптома, источников и причин, формы проявления и динамики симптома
«Собирательный образ предка»*
художественный образ
изобразительные средства, природные материалы, фактурные материалы и объекты, визуализация
символическое проявление образа как выражения архетипических сил; формирование/актуализация ресурсного внутреннего объекта (символическая проекция архетипа Первопредка/Прародителя)
«Лицо семьи»*
художественный образ
изобразительные средства, природные материалы, фактурные материалы и объекты
образно-символическая манифестация аффективных комплексов, эмоционального фона и дисфункций в семейной системе (аналогия с иконической символикой Лика)
Динамический образ семьи
художественный образ
изобразительные средства, природные материалы, фактурные материалы и объекты
образное представление семейной системы в повседневной динамике
«Метафорический образ семьи»*
художественный образ, текст, поэтическая метафора
изобразительные средства, природные материалы, фактурные материалы и объекты, визуализация
репрезентация образа семьи в виде метафоры, содержание которой косвенно отражает переживания и восприятия респондента в связи с семейной ситуацией
«Древо семьи»*
художественный образ
изобразительные средства, природные материалы, фактурные материалы и объекты
представление семейной генеалогии и рода в виде дерева (аналогия с символикой Мирового Древа связывающего небесное и земное, а также выражающего степень жизненности, в контексте семьи отражает качество родовых связей и силу Рода, его укорененность и устойчивость к кризисам )
Семья в виде каракулей*
художественный образ
изобразительные средства
спонтанное выражение представлений о эмоциональном фоне семьи, скрытых аффектах и внутрисемейных связях
«Род»[*]
аутосуггестия
визуализация
визуализация системы родства и генеалогической преемственности внутри Рода, формирование ресурсного фона, коррекция системы внутриродовых связей и восстановление утраченных связей, связь с фигурами предков

Таким образом, как следует из этого краткого перечня, в работе с семьей могут быть использованы различные методы и приемы системно-аналитической арт-терапии, применение которых в данном контексте представляется целесообразным. 
Психоанализ убедительно показал, что история раннего детства и раннее влияние внутрисемейных отношений оказывают существенное влияние на становление системы отношений, взглядов человека и на его судьбу.
Взгляд на семью как на систему показывает, что истоки этих влияний уходят глубоко в прошлое и могут включать в себя события и факты, являвшиеся частью истории прародителей и имевшие отношение к их судьбе. Однако не заплаченные в прошлом долги продолжают иметь свой вес и в отношении последующих поколений, в связи с чем, судьба формируется не только под воздействием событий личной истории, но и в следствие передачи опыта (в том числе травматического) между поколениями.
В ходе анализа закономерностей функционирования семейной системы, ее значимые особенности, члены семьи, отношения, иерархии, феномены и функции соотносимы с символами бессознательного. Следовательно, инкорпорация в бессознательное семейной системы образов, связанных с символикой Самости, выражающих идею целостности, гармонии и порядка, может иметь для семьи исцеляющее значение. Психотерапевтическое искусство предоставляет для этого инструментарий и метод.

Литература:
1.      Никольская И.М. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии // Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006. – С. 223 – 268.
2.      Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия: эволюция души и история безумия. – Симферополь: , 1992. – с.
3.      Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (критика и анализ). – М.: Академический проект, 2010. – 224 с.
4.      Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. – М.: Когито-Центр, 2010. – 256 с.
5.      Старовойтов А.В. Бессознательная динамика образов и возможности их анализа в психотерапии // Тело – Сознание – Творчество. Философские, психологические и экологические инновации в развитии человека. Вып. 2. − М.: ИПиП, 2009. − С. 125 – 149.
6.      Теория семейных систем Мюррея Боуэна. – М.: Когито-центр, 2008. – 496 с.
7.      Травис Ю.С. Иерархия символов // Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. – М.: Добросвет, 2007. – С. 212 – 223.
8.      Юнг К.Г. Aion. – К.: Ваклер, 1997. – 219 с.

panagij@ya.ru 
www.psy-trening.com


[*] Данные приемы являются авторскими разработками. При их использовании или цитировании ссылка на авторство обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий