Развитие современного гуманитарного знания характеризуется многогранностью и в ряде случаев противоречивостью. Перспективы его будущего очертить крайне сложно в связи с тем, что, материальные, социальные и духовные основания наук о человеке вместе с соответствующим опытом самого человека стремительно изменяются. Такая ситуация позволяет некоторым исследователям говорить о преодолении современным человеком в современной культуре границ привычной антропологической реальности, а если говорить конкретно о телесности, то такое преодоление будет уже касаться не только феноменов культуры и общества, но ряда антропоморфных признаков, служащих для нас критериями и узнаваемыми чертами внешне человеческого. Вероятно, динамика этого процесса необратима, поэтому однозначно сказать, что будет составлять содержание повседневной жизни человека в ближайшие годы и десятилетия, какие эти изменения повлекут за собой социальные, психологические и духовные последствия, − затруднительно. Бесспорным остается одно, что указанные антропные границы и условия в мире и самом человеке меняются, и это влечет за собой значительные последствия, как для отдельного индивида, так и для всего сообщества.
Традиционно сфера гуманитарного знания включала в себя преимущественно вопросы существования человека как носителя психических, социальных и духовных свойств. В настоящее время необходимо констатировать, что диапазон применимости гуманитарной методологии активно распространяется и на те области, которые прежде относились к сфере естественнонаучной эпистемологии. Среди подобных объектов изучения оказывается тело и телесность человека.
Возможность гносеологического анализа с гуманитарных позиций биологического объекта основывается на методологическом плюрализме современной эпистемологии, во-первых, и, во-вторых, это возможно в связи с тем, что сам феномен телесности человека не является в строгом смысле слова объектом изучения естественнонаучных дисциплин.
Одно из значений понятия тело, данное в «Толковом словаре русского языка» Ожегова формулируется как физическая материя, вещество, заполняющее определенную часть пространства; организм человека <...> в его внешних физических формах и проявлениях. Такое понимание выражает традиционные представления о теле, как физическом начале человека, противопоставляемом его духовному началу. Не углубляясь в рассмотрение данного вопроса, необходимо тем ни менее отметить, что в ряде философских концепций и в богословских учениях существуют иные точки зрения, не противопоставляющие друг другу эти два начала, но рассматривающие их как два взаимосвязанные и взаимодополняющие части одной целостности. Такая уравновешенная позиция занимает условное срединное положение между различными, имевшими место в истории философских и богословских учений, крайностями, подчеркивавшими как примата телесного бытия человека, так и полное пренебрежение телом во имя духовности.
Производное от «тела» понятие телесности человека, не смотря на биологичность звучания, принадлежит в большей мере области гуманитарного знания, нежели биологии или медицине. Телесность отличается по своим характеристикам от характеристик тела, а тело, в свою очередь следует отличать от характеристик организма. В данной области существует еще одно понятие – плоть, которая является одной из модальностей телесности, и также отличается от тела и организма по своим значениям и семиотическим проявлениям, являясь предметом преимущественно богословского анализа. Вместе с тем, нельзя говорить о независимом и автономном существовании телесного, поскольку в нем объединены биологические, социальные, психологические и духовные источники человека. В развернутом толковании человеческое тело выступает основанием душевной жизни − тело и душа образуют витальное единство человека. Тело здесь выступает как средство связи с реальностью жизненного мира человека, а телесность − как представленность соматического в сознании, источник, средство и результат управления процессами взаимодействия с миром посредством тела.
Таким образом, телесность формируется на пересечении четырех сущностных начал человека (см. рис. 1).
![]() |
Формирующие начала телесности человека |
Телесность является характерной чертой человека, как носителя сознания. Особенностью человеческого тела, отличающей его от любого другого биологического объекта, является его включенность в социальный процесс наравне с социально-психологическими функциями личности. Тело выступает тем первичным субстратом, который с раннего детства подвергается интенсивной инкультурации, в результате чего оно приобретает выраженные социокультурные функции и признаки, маркирующие качество и степень включенности субъекта в сообщество. Фактически, тело приобретает серию меток, обеспечивающих узнавание человека другими. Диапазон возможных маркировок достаточно широк: от традиционных ритуальных «уродований» у представителей южноамериканских, североафриканских и австралийских этнических групп до регламентирующих внешний вид рекомендаций относительно dress-code`а в западной культуре. В определенной степени, наличие традиций приводит к социокультурной модификации телесности и ряда естественно-природных функций тела. В сущности эта достаточно простая мысль о социальной трансформируемости телесного начала лежит в основе многих философско-психологических осмыслений специфики человеческого тела.
И.М. Быховская (1993) отмечает, что тело, преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов, приобретает социокультурные значения и смыслы, и начинает выполнять определенные социокультурные функции. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела: оно превращается из биологического феномена в явление социокультурное, приобретающее в дополнение к своим природным атрибутам, характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями.
Формальным способом познания феноменов реальности выступает их бинарная дифференциация и категоризация. При описании природы человека общепринятым является разделение на физическое и психическое, на тело и душу. Такую дифференциацию предлагает С. Прист (2006), отмечая, что проблема сознания и тела есть проблема установления правильного отношения между ними; при этом, сутью сознания является ментальное, а сутью тела является физическое, и каждая из этих категорий имеет ряд аутентичных характеристик (см. подробнее на с. 263).
Не выходя за рамки кортезиансоког дуализма, данная точка зрения является достаточно архаичной и упрощенной. Любая подобная дифференциация на самом деле является искусственной, и в реальном опыте переживаний субъектом себя подобное разделение невозможно. Более того, необходимо говорить о том, что собственно телесное в человеке рождается на пересечении ментального и физического. Поэтому телесность всегда существует как бы в пространстве между различными полюсами. Т.С. Леви отмечает, что это рождение происходит вследствие медиативного процесса, связывающего душу и тело.
Не смотря на то, что тело человека является физической данностью, оно видимо, объективно и ощутимо не только самим субъектом чувственного опыта, но и другими − телесная природа человека в качестве познаваемого объекта остается во многом противоречивой и сложной. И эта сложность касается не только научной рефлексии, структурированной и подкрепленной верифицируемыми способами анализа и формулирования логических выводов. С трудностями в познании собственной телесной природы сталкивается любой мыслящий человек, пытающийся обозначить для себя границы и условия своего актуального существования (экзистенции) и возможные перспективы становления своей субъектности, в том числе тех ее компонентов, которые укоренены в его теле и биологической природе. Человек сталкивается с необходимостью найти ответы на ряд значимых вопросов, без ответа на которые невозможно понять те экзистенциальные перспективы и онтологические горизонты, осознание которых позволило бы ему смириться с рядом неизбежностей и принять те обстоятельства, которые формируют ткань его жизни.
В современном мире формируется особое отношение к телу, побуждающее философов и культурологов говорить о том, что нынешняя культура носит преимущественно телесный характер (С. Хоружий). Во все времена человек обращал внимание на свое тело, но сегодня оно становится проблемой в силу массовости различных телесных практик, всеобщей акцентированности на вопросах тела и физического благополучия, а также в связи с трудностями в концептуализации (осознании) тела и его границ. Современное массовое сознание, воплощаемое в структуре и содержании общественных процессов, дает человеку множество неоднозначных способов телесного самоконституирования, что в итоге порождает замешательство относительно того, какой же способ самоописания будет подлинным и какие концепты могут подкрепить смысловую и ценностную направленность личности. В связи с этим возникает проблема различения (различающего видения) истины и иллюзии, подлинного и подделки, внешнего и внутреннего. В процессе такого различения телесность выполняет существенную функцию. Не являясь определяющим в процессе идентификации реальности, тело, вместе с тем, значительно облегчает данный процесс, выступая в качестве материального, чувственного критерия, осмысление которого позволяет уточнить и понять антропологические границы и экзистенциальные характеристики субъекта.
Тело человека способно выступить таким критерием (критерием реальности) лишь в том случае, если оно само является объектом познания рефлексирующего субъекта, и в процессе такого познания субъект приобретает экзистенциально значимый опыт телесных переживаний. Акцентированная на теле (соматоцентрированная) рефлексия предполагает умение формировать и сохранять определенную дистанцию по отношению к самому себе, и в первую очередь по отношению к своим желаниям и влечениям, интенсивность вовлеченности в которые приводит к автоматическому снижению качества и полноты рефлексивной активности и к размыванию локуса внимания, фиксированного на телесных процессах. Речь идет о «внутренней» дистанции между познающим и познаваемым, обеспечивающей возможность внутреннего, рефлексивного видения. Существенная особенность этого процесса заключается в том, что начало и итого познания заключены в самом субъекте; его природа задает условия, объект и способ познания; результат данного процесса обогащает внутреннюю реальность, приводя со временем к осознанию иного качества, иного результата и иной интенсивность процесса познания, а также усиливая степень абстрактности и недифференцированность тех внутренних объектов, на которые направлено различающее видение.
Концентрированность рефлексирующего внимания напрямую зависит от того, насколько интенсивно человек переживает тонус влечений, не позволяя им проявляться хаотично и произвольно. Лишь в этом случае глубина постижения многих внутренних процессов, и в частности тех, что касаются телесности, будет достаточной, для формирования концептуальных представлений о своей сущности.
Поскольку человек является существом воплощенным (Г. Марсель), укорененным в жизненном мире (П. Рекёр), способность формировать дистанцию по отношению к себе в данном теле может оказаться единственным способом достижения управляемости собой и своей жизнью.
Парадоксальность и сложность данного процесса связаны с тем, что наше тело одновременно является и видящим, и видимым (Мерло-Понти, с. 14). Любой человек является субъектом своего телесного опыта и «автором» своей телесной конституции; фактически это значит то, что каждый из нас имеет то тело, которое способен иметь, не взирая на все явные или скрытые, укорененные в собственном теле противоречия. При достаточном волевом усилии субъект способен преобразовать свое тело в достаточно широких пределах; тело при этом выступает не «куском пространства» и не «пучком функций», а «переплетением видения и движения». В процессе видения, тело воспринимается как видимое и находящееся в движении, следовательно, принадлежащее миру вещей и объектов воздействия, и через это оно вплетено в «ткань мира», оказываясь его одушевленной частью (там же, с. 14 − 15). В то же время, поскольку тело само видит и само движется, оно обладает иной природой по отношению к неодушевленным, статичным объектам и по отношении к другим биологическим объектам − не тело тогда является частью мира, а мир и его объекты «инкрустированы» в плоть моего тела. В этом смысле телесность нужно понимать как более широкий и в предельном смысле всеохватывающий феномен, выходящий за пределы фактического, данного тела. В тоже время внешний мир, мир чувственно познаваемых объектов всегда дан в соответствии с природой физического тела. Утверждение о существовании некой вещи всегда подразумевает ее связь и соотнесенность с телом человека (Г. Марсель). Такая ситуация, связанная с возможностями познания объективной реальности субъективными средствами, возможна лишь в случае неоспоримого наличия «мистической» и «интимной» одновременно связи меня с моим телом.
Подобная связанность тела с остальным миром возможна при наличии активной и произвольной самосознающей психической функции, обеспечивающей возможность окончательного синтеза и интеграции составляющих внутреннего мира человека. Фактически, это движение сознания от формальной логики в оценке своей природы, через диалектическую к интуитивной логике всеединства, формулирующий принцип превосходства целого над любой своей частью. Будучи субъектом аутентичного опыта, человек способен рассматривать свое тело как материальное воплощение данной функции и как проекцию своей внутренней природы во внешниюю сферу. М. Мерло-Понти (1993) писал следующее: «Можно говорить о появлении человеческого тела, когда между видящим и видимым, осязающим и осязаемым <…> образуется своего рода скрещивание и пересечение, когда пробегает искра между ощущающим и ощущаемым и занимается огонь, который будет гореть до тех пор, пока та или иная телесная случайность не разрушит то, что ни одна случайность не в состоянии была бы произвести…» (с. 16). Иными словами, лишь совпадение внутреннего и внешнего формирует подлинно человеческое, человечность, как она реализована в природе телесности.
Но невозможно утверждать, что телесное начало является некой данностью, которую субъект пассивно претерпевает. Человек, если он намерен реализовать свою внутреннюю природу и потенциал, должен активно взаимодействовать со своей телесностью, и это взаимодействие носить гносеологический характер. Понимание и истолкование своей телесности может выстраиваться на основании принципов герменевтики. Любая герменевтическая оценка включает в себя представления о знаке и его значении. Не случайно Ж. Бодрияр (2006), рассматривая проблемы функционирования и использования тела в современной культуре, одну из глав своей книги назвал «Тело, или кладбище знаков». Он пишет следующее: «Вся новейшая история тела − это история его демаркации, история того, как сеть знаков и меток разграфляет, раздробляет и отрицает его в его отличности и радикальной амбивалентности, реорганизуя его как структурный материал для знакового обмена наподобие вещей…» (с. 193). Не будучи столь категоричными, следует вместе с тем признать, что тело в контексте культуры выполняет в первую очередь знаковую функцию. И та система телесных знаков, которую репрезентирует субъект, может быть истолкована, также как истолковывают любой текст, стремясь к пониманию исходя из его интенций и на основании того, что он хочет сказать. Само тело человека выступает в качестве культурного знака, и в тоже время, оно является суммой различного рода знаков − знаки патологии, имиджа, религиозной принадлежности, социально-экономического и гендерного статуса, и пр.; телесность, следовательно, целесообразно рассматривать как результат процесса означивания. Не случайно говорят о языке тела. Известно, что именно речь является способом овладения реальностью с помощью означивающих высказываний (Рикёр, с. 41). Телесная экспрессия также может быть рассмотрена как своеобразная невербальная речь, выражающая и означивающая внутреннее состояние. Это выступает основанием для осуществления экзегезы телесности человека, результаты которой приведут к более глубокому пониманию его природы, и постановке на место абстрактного философского индивида конкретного человека, переживающего опыт взаимодействия с миром и имеющим «извечным горизонтом своих намерений мир» (П. Рекёр).
Процесс означивания и реализации телесной природы заключает в себе с нашей точки зрения единственную цель − постижение границ антропологической реальности и перспектив расширения за их пределы. Опыт постижения возможен лишь через столкновение с препятствиями – мыслимыми и чувственными. Тело при этом выступает как такого рода препятствие, своего рода барьер, который также необходимо преодолевать, чтобы понять его природу, смысл и предназначение. Через преодоление приходит опыт постижения: а) тела, как мыслимого явления (при этом срабатывает механизм «двойного схватывания», так как он описан у Гуссерля, т.е. одно и то же тактильное ощущение, воспринимается в качестве внешнего объекта и в качестве внутреннего телесного); б) объекта, как претерпеваемого явления.
Необходимо сказать, что тело человека является наиболее значимым «препятствием» на пути реализации метафизических и духовных интенций человека. Препятствием не в смысле «темницы» или «клетки», а некоторым существенным ограничением, указывающим направление для дальнейшего развития и конституирования. Человек осознает свое тело в его данных к осознанию параметрах как препятствие лишь тогда, когда он телесно сталкивается с объектами внешнего мира, которые также требуют телесного освоения. Именно через контакт с внешними объектами происходит освоение собственного тела и формирование телесных навыков. Но процесс познания телесного, вероятно предполагает редукцию локуса внимания от внешнего объекта, непосредственно к телесному переживанию, что приводит к столкновению с собственным телом в свою очередь в качестве препятствия требующего преодоления также, как и при столкновении с внешним объектом. И если в первом случае соприкасались тело и внешний объект, то во втором случае, такое соприкосновение происходит между телом и мыслью. Если продолжить линию этих рассуждений, то можно допустить и то, что мысль человека (точнее привычный способ мышления и концептуализации опыта) также может выступить в качестве барьера или препятствия, мешающего дальнейшему становлению человека и затмевающего его экзистенциальные (или метафизические) горизонты, указывающие на возможности выхода за рамки тотальной обусловленности в сферы чистого незамутненного разума.
В заключении, в качестве внутренних объектов (имеющих как чувственный, так и идеальный характер), определяющих характер познания (различающего видения) и направленность целостного развития человека можно выделить следующие:
1) стабильность, как укорененности и устойчивость структуры и функций;
2) степень плотности, как характеристика воспринимаемых и переживаемых объектов и особенности их «соприкосновения» на границе контакта;
3) изменчивость, как текучесть, выражающая отсутствие однажды данного постоянства и неустойчивость субстанции;
4) трансформирующая сила, как фактор преобразования стабильности и плотности, с приданием им характеристик текучести и изменчивости, и наоборот, что, тем самым, увеличивает или уменьшает относительную упорядоченность и структурность вещества;
5) подвижность, как реализация динамичности и процессуальности;
6) пространственный аспект воплощения, связан с условиями проявления − внефизический фактор, ассоциируемый с образом пустоты или протяженности.
Рефлексия указанных параметров развивает телесную интуицию, как спонтанный процесс интеграции, непосредственное внезапное усмотрение целостности и взаимосвязи в ранее разобщенном множестве воспринимаемых и переживаемых объектов (см. И. Полани, Словарь по логике, с. 137). Развитие телесной интуиции служит преодолению дуализма духовоного/телесного − осознанию одухотворенности тела и воплощенности Духа.
Литература:
1. Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть. − М.: Добросвет, 2006. − 389 с.
2. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа // Труды ученых ГЦОЛИФКа. Ежегодник. − М., 1993. − С. 58 − 68.
3. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. − СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. − С. 248 − 249.
4. Леви Т.С. Категория «между» и пространство телесности // http://telesnost.ru/omega/psihologiya/kategoriya_mezhdu_i_prostranstvo_telesnosti.htm
5. Лосев А.Ф. Вещь и имя. Самое само. − М.: Изд-во Олега Абышко, 2008. − 576 с.
6. Марсель Г. Иметь или быть. − Новочеркасск: Сагуна, 1994. − 160 с.
7. Мерло-Понти М. Око и дух. − М.: искусство, 1992. – 63 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. − М.: Русский язык, 1989. − 750 с.
9. Прист С. Теории сознания. − М.: Идея-Пресс, 2000. − 288 с.
10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. − М.: Академический проект, 2008. – 659 с.
11. Старовойтов А.В. Обнаружение телесности // Тело – сознание – творчество / Под ред. А.В. Старовойтова. – Симф.: ОАО «СГТ», 2008. – С. 51 – 58.
12. Старовойтов А.В. Структура телесности и перспективы телесного развития человека // Тело – сознание – творчество /Под ред. В.Н. Никитина. − М.: Институт психологии и педагогики, 2009. − С. 32 – 50.
Комментариев нет:
Отправить комментарий