понедельник, 19 декабря 2011 г.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ


  
С точки зрения системной динамики личности как и нтегральной совокупности структурных и процесуальных составляющих, синтез арт-методов и телесно-ориентированных правоерен; также это значительно расширяет потенциал применимости данных методов, их границы и условия. Концепция взаимной транслируемости метатекстов, т.е. содержаний языка психической деятельности (сознательногй и бесознательной), языка поведения и языка материальной культуры (Самохвалов В.П., 1991), позволяет обосновать возможность переходов терапевтического внимания в рамках системно-аналитической процедуры с уровня телесной семантики в сфереу проялений образов и символов. 
Синтез телесно-ориентированных и системно-аналитических арт-методов предполагает два смысла:
- терапевтический, что подразумевает процесс изменения уже сложившегося и часто нарушающего социальную адаптацию паттерна реагирования и поведения; 
- развивающий, что связано с реализацией имеющегося скрытого и не проявленного до момента его актуализации потенциала.
Разделение телесно-ориентированных и системно-аналитических арт-техник на терапевтические и развивающие достаточно условно: любое терапевтическое воздействие можно интерпретировать как развивающее. Тем более это касается рассматриваемых приемов которые в итоге предполагают эффект функциональной трансформации поведенческой и двигательной активности, что связано с развитием психологического и телесного потенциала личности.
В контексте развития мы выделяем ряд значимых параметров, которые могут служить ориентирами в ходе реализации данных подходов. Эти параметры делятся на две группы. Первая группа – это аспекты социального функционирования (качества социальной активности):
1.      Креативность – творческая избирательность в выборе способов поведения, обеспечивающая многообразие форм творческого самовыражения.
2.      Адаптивность – способность управлять выбором стратегий взаимодействия со средой; к подобным способностям могут быть отнесены естественность, синергичность (непротиворечивость) и устойчивость по отношению к среде.
3.      Адекватность самооценки – реалистичность представлений о своих качествах и способностях (включая телесные компоненты).
Вторая группа – это аспекты внутреннего функционирования (качества интрапсихической активности), ресурсные по своей природе:
1.      Когнитивная чувствительность – чувствительность восприятия к вариативности и изменчивости характеристик среды.
2.      Эмоциональная подвижность – выражается в готовности и способности переживать весь спектр эмоциональных состояний с учетом динамики ситуаций.
3.      Устойчивость – полимодальная характеристика личностной активности, на телесном уровне выражается в способности координировать действия и движения в пространстве; в эмоциональной сфере определяется эмоциональной стабильностью, уравновешенностью полярных эмоций; в когнитивной сфере устойчивость выражается в целенаправленности и регулируемости (управляемости) ментальных процессов.
4.      Стабильность внимания – выражается в способности к концентрации на своих переживаниях, состояниях и действиях.
5.      Пластичность – данное качество отражает как способность к изменению стратегий поведения в процессе деятельности, так и степень соорганизации, упорядоченности и гармоничности структуры тела, функциональную целостность и целесообразность телесных действий и личностной (когнитивной и эмоциональной) активности.
В предлагаемой модели пластичность выступает как суммарный итог развития всех вышеуказанных параметров.
***
Телесно-ориентированная и системно-аналитическая арт-терапия способны предоставить достаточно широкий спектр технических приемов, для того, что бы обеспечить полноценное развитие данных функций.
Можно также утверждать, что в большинстве случаев телесные практики непосредственно связаны с художественными, поскольку практически любое художественное действие (кроме возможно имагинативных техник, где телесны компонент выражен более скрыто и неявно) осуществляется посредством телесного включения различной степени интенсивности. Многие системно-аналитические арт-приемы осуществляются через телесное воплощение или вызывают устойчивые телесные ассоциации (например театральные и паратеатральные техники, техники работы с пластическим материалом – глина, пластилин). Поэтому данные подходы могут быть полноценно интегрированы.
С инструментальной точки зрения, любая терапевтическая и развивающая практика, при наличии различных приемов, предполагает ряд обобщающих положений. Таким общим в практике телесно-ориентированной арт-терапии является следующее:
1)     наличие индивидуальной телесной динамики как средства развития самосознания и выражения чувственных переживаний личности;
2)     наличие групповой динамики, как средства коррекции стратегий социального взаимодействия;
3)     исключение фактора нормативности в оценке индивидуальных проявлений;
4)     учитывание индивидуальных функциональных способностей организма (индивидуальная подстройка технических приемов телесной терапии) и ориентация на «зону ближайшего развития» в его телесном и личностном становлении субъекта;
5)     реализация творческого подхода, акцент на креативное самовыражение.
Актуальной задачей рассматриваемых подходов является формирование навыка контроля своего отношения к происходящему. За счет этого формируется способность регулировать субъективные эмоциональные реакции. Аналогом такого контроля в работе с телом выступает рефлексия изменений в телесных переживаниях и ощущениях, ориентация внимания на вновь возникающие двигательные побуждения и потребность самовыражения в ходе выполнения предлагаемых ведущим заданий.
В настоящее время системно-аналитичекские арт-техники включают в себя широкий спектр технических приемов, которые в той или иной степени могут быть интегрированы с телесными практиками.
В качестве основных технических средств арт-терапевтического творчества можно выделить следующие:
Каждый из них организует вокруг себя целый спектр дополнительных технических методов, обогащающих творческие возможности участников арт-терапевтического процесса бесконечно. Любой арт-терапевтический прием может иметь также бесконечное количество связанных с ним смыслов, но, при этом, определенное, фиксированное количество содержательных параметров
Технические средства и содержательные параметры психотерапевтического творчества реализуют две основные функции:
1)      эстетическую, в контексте психологического развития личности, данная функция выражает в творчестве эстетические категории и качества красоты и/или безобразности, что обеспечивает познание качеств окружающего мира;
2)      психотерапевтическую, связанную с процессами осознания, трансформации и/или избавления.
В случае системно-аналитической арт-терапии эти две функции между собой тесно переплетаются и обогащают друг друга. Причем в случае психотерапии традиционные каноны красоты трансформируются, и меняется их первостепенная значимость. Происходит это за счет того, что на первый план нередко выходят категории, далекие от представлений о красоте и гармонии, т.е. категории «безобразного». В той же мере это может соответствовать специфике внутренних переживаний, имеющих часто деструктивный характер, конфликтных, лишенными равновесия и гармонии. В связи с этим наблюдается маргинализация психотерапевтического творчества, поскольку его сложно оценить с точки зрения художественной ценности.
Если мы говорим о взаимосвязи тела и творчества, то необходимо учитывать ряд моментов:
-         контролируемость средств художественного воплощения образа,
-         телесное включение и возможные телесные реакции на художественное действие,
-         возможные негативные эмоциональные реакции,
-         техническая сложность исполнения художественного действия.
Наиболее тесно системно-аналитическая арт-терапия переплетается с телесно-ориентированными техниками в следующих случаях:
-         каракули и экспрессивные техники,
-         лепка,
-         театральные приемы,
-         маскотерапия,
-         ландшафтная арт-терапия
-         фототерапия.
Совместный творческий проект, предполагающий в том числе
и психосоматическую подстройку участников 
(работа создавалась маслом в группе из 3-4 человек)
Психотерапевтическая практика работы с пластическим материалом
также предполагает значительную заинтересованность тела
В психотерапии художественными средствами (системно-аналитическая арт-терапия), достигаемый терапевтический или развивающий эффект обусловлен следующими механизмами:
1)      катарсис, как отреагирование и очищение (Аристотель);
2)      сублимация, как перевод энергии влечения в другое русло (З. Фрейд);
3)      амплификация, как расширение смысла и представлений (К.-Г. Юнг);
4)      трансгрессия, как переход к иной системе смыслов (Ж. Батай, М. Бланшо, М. Фуко) – в более широком контексте трансгрессия может также затрагивать состояния личности (как переход в новое состояние) и восприятие (как переход его в новое качество или как смену доминирующих интенциональных объектов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий